
Настоящая инструкция разработана на основании Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2006 - 2007 годах единого государственного экзамена» от 29.12.2005 № 830 и Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 № 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 № 3420) и с учетом рекомендаций Рособрнадзора в целях регламентации действий органов и специально создаваемых на территории субъекта Российской Федерации (далее – субъект Федерации) организационных структур, ответственных за организацию проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).
Настоящая инструкция может быть без изменения основного содержания дополнена положениями, отражающими особенности конкретного субъекта Федерации, принимающего участие в эксперименте по введению ЕГЭ.
1. Общая часть
1.1 Для организации проведения ЕГЭ в субъекте Федерации органы управления образованием субъекта Федерации (далее - ОУО) совместно с советом ректоров вузов и советом директоров ссузов, а также муниципальными органами управления образованием (далее - МОУО) и образовательными учреждениями общего и профессионального образования формируют следующие организационные структуры:
- государственную экзаменационную комиссию субъекта Федерации (далее – ГЭК) и предметные комиссии ГЭК субъекта Федерации (далее – предметные комиссии);
- конфликтную комиссию субъекта Федерации (далее – конфликтная комиссия);
- региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ) и пункты первичной обработки информации (далее - ППОИ);
- пункты проведения ЕГЭ (далее – ППЭ);
- систему общественного наблюдения и контроля за проведением ЕГЭ.
Вышеперечисленные организационные структуры осуществляют свою деятельность в период подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы¸ проводимых в форме и по материалам ЕГЭ.
2. Формирование организационных структур, ответственных за подготовку и проведение ЕГЭ в субъекте Федерации
2.1 ГЭК создается для организации проведения ЕГЭ и в целях обеспечения прав выпускников (поступающих) при проведении ЕГЭ.
Состав ГЭК утверждается Рособрнадзором по представлению ОУО, согласованному с советом ректоров вузов и советом директоров ссузов субъекта Федерации. На время проведения ЕГЭ назначаются уполномоченные представители ГЭК, осуществляющие координацию и контроль за проведением ЕГЭ на различных его этапах.
ГЭК осуществляет свою деятельность на основании Положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Федерации, утверждаемого распорядительным актом ОУО, и руководствуется в своей деятельности настоящей инструкцией.
2.2 Предметные комиссии создаются по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ в субъекте Федерации, для проверки ответов на задания с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2 установленной формы, а также ответов на задания устной части (раздел «Говорение») ЕГЭ по иностранным языкам, записанных на аудиокассеты, (далее - ответы на задания с развернутым ответом).
Председатели предметных комиссий и состав предметных комиссий по (представлению председателей предметных комиссий) определяются решением ГЭК и утверждаются распорядительным актом ОУО.
Предметные комиссии осуществляют свою деятельность на основании Положения о предметных комиссиях субъекта Федерации и/или Положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Федерации, утверждаемых распорядительными актами ОУО, и руководствуется в своей деятельности Инструкцией для членов предметной комиссии для проведения процедуры проверки бланков ответов №2, утверждаемой Рособрнадзором.
2.3 Конфликтная комиссия создается в целях защиты прав выпускников (поступающих), участвующих в ЕГЭ, для разрешения спорных вопросов, возникающих при проведении ЕГЭ и оценке экзаменационных работ.
Состав конфликтной комиссии утверждается распорядительным актом ОУО по согласованию с советом ректоров вузов и советом директоров ссузов субъекта Федерации.
Конфликтная комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения о конфликтной комиссии субъекта Федерации, утверждаемого распорядительным актом ОУО, и руководствуется в своей деятельности Инструкцией для членов конфликтной комиссии для проведения процедуры рассмотрения апелляций, утверждаемой Рособрнадзором.
2.4 РЦОИ и ППОИ создаются на территории субъекта Федерации для организационно-технологического и информационного обеспечения проведения ЕГЭ.
Назначение руководителя РЦОИ осуществляется ОУО по согласованию с руководителем учреждения, структурным подразделением которого является РЦОИ. Состав РЦОИ и ППОИ формируется руководителем РЦОИ и утверждается распорядительными актами учредителя.
РЦОИ и ППОИ осуществляют свою деятельность на основании Положения о РЦОИ субъекта Федерации, утверждаемого распорядительным актом ОУО, и руководствуются в своей деятельности Инструкцией для сотрудников РЦОИ и ППОИ для организации работ в период подготовки и проведения ЕГЭ, утверждаемой Рособрнадзором.
2.5 ППЭ создаются на территории субъекта Федерации в целях обеспечения условий независимости, прозрачности, объективности процедуры проведения ЕГЭ и соблюдения прав выпускников (поступающих).
Места размещения ППЭ, руководители и организаторы ППЭ формируются ГЭК по согласованию с ОУО и утверждаются распорядительным актом ОУО.
ППЭ организуют свою работу в соответствии с Инструкцией для подготовки и проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзамена, утверждаемой Рособрнадзором.
2.6 Система общественного наблюдения и контроля за проведением ЕГЭ формируется в целях более полного информирования общественности о ходе проведения ЕГЭ. Состав общественных наблюдателей формируется из представителей:
органов законодательной власти,
образовательных учреждений общего и профессионального образования,
средств массовой информации,
родительских комитетов общеобразовательных учреждений,
попечительских советов образовательных учреждений,
общественных объединений и организаций.
Аккредитацию общественных наблюдателей и распределение их по ППЭ осуществляет ОУО.
Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность на основании Положения об общественных наблюдателях субъекта Федерации, утвержденного распорядительным актом ОУО, и руководствуются в своей деятельности настоящей инструкцией.
2.7 Сотрудники, привлекаемые к работе по подготовке и проведению ЕГЭ как должностные лица, исполняющие организационно-распорядительные функции в государственных и муниципальных учреждениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением.
3. Инструкции для ГЭК
В обязанности ГЭК входит:
3.1 в период подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации в рамках ЕГЭ
3.1.1 до 1 января определить председателей предметных комиссий;
3.1.2 до 1 марта совместно с ОУО определить возможности участия в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации:
- выпускников общеобразовательных учреждений прошлых лет;
- выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- выпускников общеобразовательных учреждений, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов;
3.1.3 до 1 марта сформировать списки кандидатов в состав предметных комиссий из числа специалистов ОУО, общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов и организовать их обучение;
3.1.4 до 1 апреля совместно с ОУО определить места расположения ППЭ и максимальное число выпускников (поступающих) в них, руководителей и организаторов ППЭ;
3.1.5 до 15 апреля определить состав предметных комиссий из числа специалистов, прошедших обучение и рекомендованных председателями предметных комиссий к работе в качестве экспертов;
3.1.6 до 15 апреля определить уполномоченных представителей ГЭК, распределить их по ППЭ, РЦОИ и предметным комиссиям;
3.1.7 до 15 апреля совместно с ОУО и РЦОИ определить порядок, сроки и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и заполненных бланков ЕГЭ из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
3.1.8 до 1 мая совместно с ОУО и РЦОИ распределить по ППЭ выпускников (поступающих) по каждому предмету, по которому проводится ЕГЭ в субъекте Федерации;
3.1.9 контролировать ход проведения экзамена и оперативно решать вопросы, возникающие в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
3.1.10 в соответствии с расписанием проведения ЕГЭ, утвержденным Рособрнадзором, организовать проведение ЕГЭ в резервный день для выпускников (поступающих), пропустивших сдачу ЕГЭ в основной день по уважительным причинам, и которым по решению конфликтной комиссии была удовлетворена апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ;
3.1.11 до 20 июня утвердить протоколы Федерального центра тестирования о результатах ЕГЭ по каждому предмету и организовать оповещение об утвержденных результатах ЕГЭ:
выпускников текущего года - в общеобразовательных учреждениях,
выпускников прошлых лет и выпускников начального и среднего профессионального образования - в МОУО;
3.2 в период подготовки и проведения вступительных испытаний в ссузы и вузы в рамках ЕГЭ
3.2.1 до начала приема документов в ссузы и вузы организовать мероприятия по взаимодействию приемных комиссий ссузов и вузов с РЦОИ (порядок сбора и передачи данных о поступающих, об аудиторном фонде ссузов и вузов, порядок передачи в ссузы и вузы материалов и документов, необходимых для подготовки и проведения ЕГЭ и информирования поступающих о порядке проведения ЕГЭ и другое);
3.2.2 до начала приема документов в ссузы и вузы по согласованию с ОУО, с советом директоров ссузов и советом ректоров вузов определить возможность использования экзаменационных листов взамен пропусков;
3.2.3 до 1 июля совместно с ОУО определить места расположения ППЭ и максимальное число поступающих в них, руководителей и организаторов ППЭ;
3.2.4 до 1 июля совместно с ОУО и РЦОИ определить и утвердить порядок, сроки и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и заполненных бланков ЕГЭ из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
3.2.5 до 10 июля определить уполномоченных представителей ГЭК, распределить их по ППЭ, РЦОИ и предметным комиссиям;
3.2.6 контролировать ход проведения экзамена и оперативно решать вопросы, возникающие в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
3.2.7 в соответствии с расписанием проведения ЕГЭ, утвержденным Рособрнадзором, организовать проведение ЕГЭ в резервный день для поступающих, пропустивших сдачу ЕГЭ в основной день по уважительным причинам, и которым по решению конфликтной комиссии была удовлетворена апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ;
3.2.8 до 1 августа утвердить протоколы Федерального центра тестирования о результатах ЕГЭ по каждому предмету и организовать оповещение поступающих об утвержденных результатах ЕГЭ.
4. Инструкции для уполномоченных представителей ГЭК
В обязанности уполномоченного представителя ГЭК входит:
4.1 получить из ОУО (или РЦОИ) спецпакеты с экзаменационными материалами и доставить их в ППЭ в соответствии с утвержденной схемой доставки экзаменационных материалов;
4.2 контролировать проведение ЕГЭ в ППЭ и решать возникающие вопросы совместно с руководителем ППЭ;
4.3 принимать от выпускников (поступающих) апелляции о нарушении процедуры проведения ЕГЭ (форма 2-ППЭ, в двух экземплярах) и удостоверять их своей подписью (один экземпляр передается выпускнику (поступающему), другой – остается у уполномоченного представителя ГЭК);
4.4 проводить служебные расследования по факту подачи апелляции о нарушении процедуры проведения ЕГЭ и составлять заключение о результатах служебного расследования апелляции по процедуре (форма 3-ППЭ);
Примечание. Для проведения служебного расследования уполномоченному представителю ГЭК необходимо составить комиссию (не менее трех человек) и опросить лиц, присутствующих при ситуации, повлекшей за собой подачу апелляции о нарушении процедуры.
4.5 оформлять необходимые протоколы по результатам проведения ЕГЭ в ППЭ совместно с руководителем ППЭ;
4.6 доставлять в РЦОИ спецпакеты с заполненными бланками ЕГЭ и протоколы проведения ЕГЭ в аудиториях и в ППЭ и присутствовать при процедуре вскрытия спецпакетов;
Примечание. В случае обнаружения нарушения упаковки спецпакетов, несоответствия количества бланков внутри спецпакета числу, указанному на сопроводительном листе (форма 11-ППЭ) к спецпакету, или других проблем с передачей на обработку, уполномоченный представитель ГЭК должен составить служебную записку с пояснениями по обнаруженным несоответствиям.
4.7 доставлять в конфликтную комиссию апелляции о нарушении процедуры проведения ЕГЭ и заключения о результатах служебного расследования апелляции по процедуре;
4.8 доставлять в ОУО (МОУО) пакеты с неиспользованными некомплектными, испорченными экзаменационными материалами или экзаменационными материалами с нарушенной упаковкой;
4.9 присутствовать при работе предметных комиссий и контролировать процесс проверки заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2.
5. Инструкции для ОУО
В обязанности ОУО входит:
5.1 в период подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ
5.1.1 до 1 сентября предшествующего года совместно с советом ректоров вузов и советом директоров ссузов субъекта Федерации определить схему участия в ЕГЭ субъекта Федерации, в том числе:
перечень общеобразовательных предметов, по которым будет проводиться ЕГЭ,
перечень муниципальных образований, на территории которых проводится ЕГЭ (при условии, что в ЕГЭ участвуют не все муниципальные образования субъекта Федерации);
5.1.2 до 1 января создать условия для работы РЦОИ/ППОИ и предметных комиссий;
Примечание. Рекомендуется размещение РЦОИ на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования или высших учебных заведений, имеющих опыт работы с аппаратно-программными средствами, необходимыми для обработки бланков ЕГЭ. РЦОИ может создаваться как структурное подразделение существующего государственного учреждения, а также как самостоятельное юридическое лицо в организационно-правовой форме государственного учреждения. РЦОИ формируется, как правило, в административном центре субъекта Федерации.
Количество и расположение ППОИ в субъекте Федерации устанавливает ОУО, исходя из нормативных сроков передачи/получения и обработки материалов ЕГЭ. При значительных размерах площади субъекта Федерации (свыше 150*150 км) рекомендуется располагать ППОИ на базе МОУО.
Помещения для работы предметных комиссий должны быть расположены в непосредственной близости к РЦОИ. Помещения предметных комиссий должны быть надежно изолированы от воздействия посторонних лиц. Размер помещений предметных комиссий должен соответствовать требованиям санитарных норм для работников офисных помещений.
5.1.3 до 1 января утвердить руководителей и состав РЦОИ и ППОИ;
5.1.4 до 1 января утвердить председателей предметных комиссий;
5.1.5 до 1 марта по согласованию с ГЭК принять решение о возможности участия в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации:
- выпускников общеобразовательных учреждений прошлых лет,
- выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования,
- выпускников общеобразовательных учреждений, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов;
5.1.6 до 1 апреля утвердить места расположения ППЭ и максимальное число выпускников (поступающих) в них, руководителей и организаторов ППЭ;
Примечание. При назначении руководителей и организаторов ППЭ должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика – физика, история – обществознание). В ППЭ может быть назначен один руководитель ППЭ на экзамены по всем предметам. Руководителем ППЭ не может быть назначен руководитель учреждения, на базе которого организуется ППЭ. В состав организаторов ППЭ не могут быть включены преподаватели тех образовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ. При наличии объективных причин (например, малонаселенность пунктов проживания выпускников) допускается назначать организаторами в ППЭ штатных преподавателей тех образовательных учреждений, в которых выпускники обучались. Состав организаторов в каждом ППЭ должен, по возможности, в равной степени включать представителей общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории субъекта Федерации.
5.1.7 до 1 апреля утвердить состав конфликтной комиссии из представителей ОУО и образовательных учреждений субъекта Федерации, принимающих участие в ЕГЭ;
5.1.8 до 15 апреля утвердить состав предметных комиссий;
5.1.9 до 15 апреля утвердить порядок, сроки и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и заполненных бланков ЕГЭ из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
5.1.10 до 15 апреля организовать обучение и инструктаж организаторов по освоению утвержденных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов по проведению ЕГЭ;
Примечание. Лица, не прошедшие обучение и инструктаж, не могут быть допущены к проведению ЕГЭ.
5.1.11 до 28 апреля направить подготовленные сведения о планируемом числе выпускников (поступающих) в Федеральный центр тестирования;
5.1.12 до 1 мая утвердить распределение по ППЭ выпускников (поступающих) по каждому предмету, по которому проводится ЕГЭ в субъекте Федерации;
5.1.13 до 15 мая растиражировать и организовать выдачу выпускникам (поступающим) пропуска на ЕГЭ, установленной формы (Приложение 1), а также Правила заполнения бланков единого государственного экзамена (Приложение 2) и инструкции для участников единого государственного экзамена;
5.1.14 до 25 мая подготовить информацию о приблизительном количестве выпускников, которым по решению ГЭК назначается сдача ЕГЭ в резервный день, и направить ее в Федеральный центр тестирования;
5.1.15 до 15 мая провести аккредитацию и распределение по ППЭ общественных наблюдателей;
5.1.16 контролировать ход проведения экзамена и оперативно решать вопросы, возникающие в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
5.1.17 до 1 июля оформить и организовать выдачу выпускникам (поступающим) свидетельств о результатах ЕГЭ в соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи и учета свидетельств о результатах ЕГЭ;
5.1.18 направлять в установленные Рособрнадзором сроки информацию о выпускниках (поступающих), набравших 100 баллов по одному или нескольким предметам;
5.2 в период подготовки и проведения вступительных испытаний в ссузы и вузы в форме и по материалам ЕГЭ
5.2.1 до начала приема документов в ссузы и вузы по согласованию с ГЭК, с советом директоров ссузов и советом ректоров вузов определить возможность использования экзаменационных листов взамен пропусков;
5.2.2 до начала приема документов растиражировать пропуска установленной формы (Приложение 1), а также Правила заполнения бланков единого государственного экзамена (Приложение 2) и инструкции для участников единого государственного экзамена и обеспечить ими приемные комиссии вузов/ссузов, участвующих в эксперименте;
Примечание. В случае принятия решения об использовании экзаменационных листов взамен пропусков приемные комиссии ссузов/вузов обязаны под роспись ознакомить поступающих с датой и временем проведения экзамена, местонахождением ППЭ (адрес, способ проезда), а также Правилами заполнения бланков единого государственного экзамена (Приложение 2) и инструкциями для участников единого государственного экзамена.
5.2.3 до 1 июля совместно с ГЭК утвердить места расположения ППЭ и максимальное число поступающих в них, руководителей и организаторов ППЭ;
Примечание. При назначении руководителя ППЭ учитываются те же требования, что и при проведении ЕГЭ в мае-июне (см.примечание к п.5.1.6).
5.2.4 до 20 июня направить подготовленные сведения о планируемом числе поступающих в Федеральный центр тестирования;
5.2.5 до 1 июля утвердить порядок, сроки и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и заполненных бланков ЕГЭ из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
5.2.6 контролировать ход проведения экзамена и оперативно решать вопросы, возникающие в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
5.2.7 до 30 июля оформить и организовать выдачу поступающим свидетельств о результатах ЕГЭ в соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи и учета свидетельств о результатах ЕГЭ;
5.2.8 направлять в установленные Рособрнадзором сроки информацию о поступающих, набравших 100 баллов по одному или нескольким предметам.
5. Инструкции для МОУО
В обязанности МОУО входит:
5.1 до 1 февраля организовать работу по сбору данных в общеобразовательных учреждениях в соответствии утвержденным Розобрнадзором форматом и составом файлов региональной базы данных;
5.2 до 1 апреля создать условия для организации и функционирования ППЭ;
5.3 организовать проживание и питание организаторов ППЭ и уполномоченных членов ГЭК, прибывших из других населенных пунктов;
5.4 обеспечить в случае необходимости доставку выпускников к ППЭ.
6. Инструкции для общественных наблюдателей
В обязанности общественных наблюдателей входит:
6.1 ознакомиться с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами, регулирующими проведение ЕГЭ;
6.2 получить удостоверение общественного наблюдателя;
6.3 присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, определенным решением ОУО, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, в том числе присутствовать в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (во время рассадки выпускников (поступающих), процедуры вскрытия спецпакетов с экзаменационными материалами, инструктажа выпускников (поступающих), заполнения ими бланков ЕГЭ, упаковки и оформления спецпакетов с заполненными бланками ЕГЭ организаторами в аудитории и руководителем ППЭ, передача спецпакетов с заполненными бланками ЕГЭ уполномоченному представителю ГЭК для доставки в РЦОИ);
6.4 соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ
6.5 запрещается:
вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ;
входить или выходить из аудитории во время экзамена (заполнения выпускниками (поступающими) бланков ответов);
оказывать содействие или отвлекать выпускников (поступающих) при заполнении бланков ответов во время экзамена, в том числе задавать вопросы, делать замечания;
пользоваться в аудиториях средствами мобильной связи, фото и видеоаппаратурой, портативными, в том числе и карманными, компьютерами.
При нарушениях вышеуказанных требований общественным наблюдателем руководитель ППЭ совместно с уполномоченным представителем ГЭК могут принять решение об удалении его из аудитории.
6.6 получить отметку в удостоверении общественного наблюдателя о дате и времени посещения ППЭ, заверенную подписью руководителя ППЭ;
6.7 сделать отметку в протоколе проведения экзамена в данном ППЭ о наличии или отсутствии замечаний;
6.8 при наличии замечаний направить в день проведения экзамена в ГЭК и ОУО сообщение о замеченных нарушениях при организации проведения ЕГЭ в данном ППЭ в письменной форме.
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН - 2006
ПРОПУСК
Образец заполнения пропуска:



Оборотная сторона пропуска


Приложение 2
Правила заполнения бланков единого государственного экзамена
Настоящие правила предназначены для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (далее - выпускники) и поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (далее - поступающих), а также для организаторов пункта проведения ЕГЭ (далее - ППЭ), осуществляющих инструктаж выпускников и поступающих в день проведения ЕГЭ. Выпускники и поступающие, участвующие в ЕГЭ, именуются далее участниками ЕГЭ.
1. Общая часть
1.1. Участники ЕГЭ выполняют экзаменационные работы на бланках, утвержденных приказом Рособрнадзора:
- бланке регистрации;
- бланке ответов №1;
- бланке ответов №2.
1.2. При заполнении бланков ЕГЭ необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация, внесенная в бланки ЕГЭ, сканируется и обрабатывается с использованием ЭВМ.
2 Основные правила заполнения бланков ЕГЭ
2.1 Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. В случае отсутствия у участника ЕГЭ указанных ручек и использования, вопреки настоящим правилам, шариковой ручки, контур каждого символа при заполнении необходимо аккуратно обводить 2-3 раза, чтобы исключить «проблески» по линии символов.
2.2 Линия метки («крестик») в полях не должна быть слишком толстой. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле нужно провести только одну диагональ квадрата (любую).
2.3 Участник ЕГЭ должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации, бланка ответов № 1 и регистрационной части бланка ответов № 2, тщательно копируя образец ее написания из верхней части бланка с образцами написания символов. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
2.4 Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника ЕГЭ).
2.5 Если участник ЕГЭ не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
2.6 Категорически запрещается:
- делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом (номер варианта, штрихкоды) какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
- использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации («замазку» и др.).
2.7 На бланках ответов № 1 и № 2 не должно быть пометок, содержащих информацию о личности участника ЕГЭ.
2.8 При записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в контрольном измерительном материале (далее - КИМ).
3. Заполнение бланка регистрации
Бланк регистрации состоит из трех основных частей – верхней, средней и нижней (рис. 1).

Рис. 1. Бланк регистрации.
3.1 В верхней части бланка (рис. 2) расположены:
- вертикальный и горизонтальный штрихкоды;
- строка с образцами написания символов;
- поля для рукописного занесения информации;
- поле для подписи участника ЕГЭ;
- поле для служебной отметки.

Рис. 2. Регистрационная часть бланка регистрации.
По указанию ответственного организатора в аудитории заполняются все поля верхней части бланка регистрации (регистрационная часть) (см. табл. 1), кроме поля для служебной отметки. Поле для служебной отметки участником ЕГЭ не заполняется.
Таблица 1.
Указание по заполнению полей регистрационной части бланка регистрации.
|
Поля, заполняемые участником ЕГЭ по указанию организатора в аудитории |
Указания по заполнению |
|
Регион
|
Код региона в соответствии с кодировкой федерального справочника регионов |
|
Код образовательного учреждения
|
Код образовательного учреждения, в котором обучается выпускник (код образовательного учреждения, в котором поступающий получил пропуск на ЕГЭ), в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Федерации
|
|
Класс: номер, буква |
Информация о классе, в котором обучается выпускник (поступающим не заполняется) |
|
Код ППЭ
|
Указывается в соответствии с кодировкой ППЭ внутри субъекта Федерации |
|
Номер аудитории |
Номер аудитории, в которой проходит экзамен |
|
Дата проведения ЕГЭ |
Дата проведения экзамена |
|
Код предмета |
Указывается в соответствии с принятой кодировкой (см. табл. 2) |
|
Название предмета |
Название предмета, по которому проводится экзамен (возможно в сокращении) |
|
Номер варианта КИМ |
Указывается номер варианта КИМ |
|
Подпись участника ЕГЭ |
После заполнения регистрационной части ставится подпись выпускника (поступающего) |
Таблица 2.
Название и кодировка предметов
|
Название предмета |
Код предмета |
|
Русский язык Математика Физика Химия Информатика Биология История География Английский язык Немецкий язык Французский язык Обществознание Испанский язык Литература |
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 18 |
3.2 В средней части бланка регистрации (рис. 3) расположены поля для записи сведений об участнике ЕГЭ.

Рис. 3. Сведения об участнике единого государственного экзамена.
Поля средней части бланка регистрации, заполняются участником ЕГЭ самостоятельно (см. табл. 3), кроме полей «Резерв-1», «Резерв-2», «Резерв-3» и «Факт выхода из аудитории во время экзамена». Данные поля участником ЕГЭ не заполняются.
Таблица 3.
Указания по заполнению полей
«Сведения об участнике единого государственного экзамена».
|
Поля, самостоятельно заполняемые участником ЕГЭ |
Указания по заполнению |
|
Фамилия |
Вносится информация из документа, удостоверяющего личность участника ЕГЭ (далее - паспорт)[1] |
|
Имя |
|
|
Отчество |
|
|
Паспорт |
|
|
Серия
|
В поле записывается арабские цифры серии без пробелов. Например, 4600 |
|
Номер |
Записываются арабские цифры номера без пробелов. Например, 918762 |
|
Пол (Ж или М) |
Ставится метка в соответствующем поле |
3.3 В нижней части бланка регистрации (рис. 4) расположена область замечаний участника ЕГЭ по процедуре проведения ЕГЭ.

Рис. 4. Замечания участника ЕГЭ по процедуре проведения ЕГЭ
Заполнение соответствующих полей необязательно и производится по желанию участника ЕГЭ. В этой области участник ЕГЭ может отметить замечания по процедуре ЕГЭ в день его проведения.
4. Заполнение бланка ответов №1
4.1 В верхней части бланка ответов № 1 (рис. 5 и 6) расположены вертикальный и горизонтальный штрихкоды, строка с образцами написания символов, номер варианта КИМ, а также поля для заполнения участником ЕГЭ. Информация для заполнения полей этой части бланка должна быть продублирована с информацией, внесенной в бланк регистрации.

Рис. 5. Бланк ответов №1.

Рис. 6. Бланк ответов №1 (для иностранных языков).
Область для ответов на задания типа А
4.2 В средней части бланка ответов № 1 (рис. 7) расположены поля для записи ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов (типа А). Максимальное количество таких заданий – 60 (шестьдесят), в бланке ответов № 1 для иностранных языков – 30 (тридцать). Максимальное число вариантов ответов на каждое задание – 5 (пять).

Рис. 7. Область ответов на задания типа А
4.3 Область ответов на задания типа А состоит из горизонтального ряда номеров заданий КИМа. Под каждым номером задания расположен вертикальный столбик из пяти клеточек. Для того чтобы отметить номер ответа, который участник ЕГЭ считает правильным, под номером задания он должен поставить метку («крестик») в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. Образец написания метки приведен на бланке ответов № 1. Для удобства работы клеточки на левом и правом полях бланка ответов № 1 пронумерованы.
4.4 В области ответов на задания типа А нельзя допускать случайных пометок, клякс, полос размазанных чернил и т.д., так как при автоматизированной обработке это может быть распознано как ответы на задания КИМа. Если не удалось избежать случайных пометок, их следует отменить в области «Замена ошибочных ответов на задания типа А» (см. п. 4.6 и п. 4.7).
4.5 При заполнении области ответов на задания типа А следует строго соблюдать инструкции по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), приведенные в КИМе. В столбце, соответствующем номеру задания в области ответов на задания типа А, следует делать не более одной метки. При наличии нескольких меток такое задание заведомо будет считаться неверно выполненным.

Рис. 8. Область замены ошибочных ответов на задания типа А.
Область для ответов на задания типа В
4.8 Ниже области замены ошибочных ответов на задания типа А размещены поля для записи ответов на задания типа В (задания с кратким ответом) (рис. 9). Максимальное количество ответов – 12 (двенадцать), в бланке ответов № 1 для иностранных языков – 20 (двадцать). Максимальное количество символов в одном ответе – 17 (семнадцать).
Рис.
9. Область для ответов на задания типа В.
4.9 Краткий ответ записывается справа от номера задания типа В в области ответов с названием «Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме».
4.10 Краткий ответ можно давать только в виде слова, одного целого числа или комбинации букв и цифр, если в инструкции по выполнению работы не указано, что ответ можно дать с использованием запятых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде перечисления требуемых в задании пунктов. Каждая цифра, буква, запятая или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клеточку, строго по образцу из верхней части бланка. Не разрешается использовать при записи ответа на задания типа В никаких иных символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака дефис (минус).
4.11 Если требуется написать в ответе термин, состоящий из двух слов, то они пишутся слитно без пробела или другого разделителя, если в инструкции по выполнению работы не указана другая форма написания ответа на данное задание. Если в таком термине окажется букв больше, чем клеточек в поле для ответа, то вторую часть термина можно писать более убористо. Термин следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.
4.12 Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в предложении.
4.13 Если числовой ответ получается в виде дроби, то её следует округлить до целого числа по правилам округления, если в инструкции по выполнению работы не требуется записать ответ в виде десятичной дроби. Например: 2,3 округляется до 2; 2,5 – до 3; 2,7 – до 3. Это правило должно выполняться для тех заданий, для которых в инструкции по выполнению работы нет указаний, что ответ нужно дать в виде десятичной дроби.
4.14 В ответе, записанном в виде десятичной дроби, в качестве разделителя следует указывать запятую.
4.15 Записывать ответ в виде математического выражения или формулы запрещается. Нельзя писать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и т.д.). Недопустимы заголовки или комментарии к ответу.
4.16 В бланке ответов № 1 предусмотрены поля для записи новых вариантов ответов на задания типа В взамен ошибочно записанных (рис. 10). Максимальное количество таких исправлений – 2 (два), а в бланке ответов № 1 для иностранных языков – 4 (четыре).

Рис. 10. Область замены ошибочных ответов на задания типа В.
4.17 Для изменения уже внесенного в бланк ответа на задание типа В надо в соответствующих полях отмены проставить номер исправляемого задания типа В и записать новое значение верного ответа на указанное задание.
5. Заполнения бланка ответов № 2
5.1 Бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом (рис.11).

Рис. 11. Бланк ответов №2.
5.2 Для выполнения заданий с развернутым ответом по литературе, математике, истории России, физике и информатике используется бланк ответов № 2 увеличенного размера (формата А3).
5.3 В верхней части бланка ответов № 2 расположены вертикальный и горизонтальный штрихкоды, служебное поле (не заполняемое участником ЕГЭ), номер варианта КИМ, а также поля для рукописного занесения информации участником ЕГЭ. Информация для заполнения полей верхней части бланка, кроме служебного поля (без названия), должна быть продублирована с информацией, внесенной в бланк регистрации и бланк ответов № 1.
5.4 Ниже регистрационной части расположена область записи ответов на задания с ответом в развернутой форме. В этой области участник ЕГЭ записывает развернутые ответы на соответствующие задания строгом в соответствии с требованиями инструкции по выполнению работы.
5.5 При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов №2 участник ЕГЭ может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись «смотри на обороте». Для удобства все страницы бланка ответов № 2 пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями «в клеточку».
[1] К документам, удостоверяющим личность, помимо паспорта Российской Федерации относятся:
- удостоверение личности военнослужащего, в том числе военный билет для лиц, проходящих срочную военную службу;
- справка органов внутренних дел Российской Федерации по установленной форме, в том числе справка из отделения милиции о том, что паспорт находится на регистрации или утерян;
- заграничный паспорт действующего образца с записью о принадлежности к гражданству Российской Федерации;
- паспорт гражданина иностранного государства;
- паспорт моряка.