Приложение к письму департамента

        образования от «__» ______2006 г. № __

 

Рекомендации по построению  моделей «портфолио»
учащихся начальной и основной и средней общеобразовательной  школы

 

 «Портфолио» (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, - профильного обучения.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным. Портфолио может быть использован в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации.

Кроме данных по учащимся портфолио может содержать блок данных о педагогах  образовательного учреждения. Этот блок может быть как в электронном виде,  так и в виде «накопительной папки» в которую вкладываются сведения о педагоге, уровне его образования, курсах повышения квалификации, участии в конференциях, семинарах, курсах, данные о проведенных открытых уроках, участии  в инновационной и экспериментальной деятельности и других мероприятиях, характеризующих профессиональный  педагогический рост. В «накопительную папку» целесообразно заносить копии документов, дипломов, свидетельств, грамот и т.д. В  электронную форму можно вносить сведения  об участии в различных проектах и мероприятиях, дату и форму участия, результат.

Возможно построение различных модели портфолио, конкретные варианты которых будут разрабатываться и приниматься на уровне образовательного учреждения. Однако необходимым является условие  единства подхода к портфолио.  Поэтому предлагаем учитывать нижеследующие положения.

 

Предлагается  модель «Портфолио», состоящая из пяти блоков:

Блок 1. Индивидуальные особенности обучающихся (воспитанников). Этот блок  существует в виде  компьютерной версии  и заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Access.  Сведения вносятся классным руководителям в соответствии с данными личных дел, документов, классных журналов и другими сведениями, полученными от родителей (законных представителей) и специалистов. В окна программы  «Комментарий социального педагога»,  «Комментарий педагога-психолога» вносятся постоянные коррективы. Допуск к данной информации ограничен.

Блок 2. Портфолио работ обучающихся (воспитанников).  Блок представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот блок заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel  и (или) оформляется в виде накопительной папки («бумажный» вариант), в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, фотографий, видеозаписей и др. Этот блок даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Блок 3. Учебные достижения обучающихся (воспитанников). Заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel  или, в случае невозможности работы с электронной версией,  в виде накопительной папки («бумажный» вариант). Заносятся  отметки контрольных работ по итогам  полугодия и  года, оценка   тестирования, проводимого при аттестации ОУ,  тестовых исследований качества  подготовки, проводимых департаментом, ЦОКО, МОУО, ОУ, отметки  по обязательным предметам (за тесты), по предметам по выбору, отметки  по  ЕГЭ. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Блок 4. Портфолио документов обучающихся (воспитанников). Это портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel  и (или) в виде накопительной папки («бумажный» вариант). Копии  документов  помещаются  в  накопительную папку или творческую книжку ученика..Портфолио документов это  действенный механизм определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Блок 5. Портфолио отзывов. Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel  и (или) в виде накопительной папки («бумажный» вариант). Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

На основании предложенных вариантов портфолио  предлагается конструировать  либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

Обязательным  является  наличие блоков 1 и  3.

Весьма вероятно, то конкретная модель портфолио, принятая  в той или иной школе, будет в дальнейшем подвергаться модификациям, усовершенствованиям. Главная цель на данном этапе - это первоначальное накопление многообразного эмпирического материала и опыта по теме портфолио. Дальнейшее осмысление этого опыта позволит придти к более четким и уже апробированным вариантам и моделям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная схема  «Портфолио общеобразовательного учреждения»

 

I.                   ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  (ВОСПИТАННИКОВ)

(заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Access, допуск к информации ограничен)

Позиции

Компоненты

Примечания

Периодичность

наполнения

Личные сведения

Фамилия, имя, отчество, пол, место и дата  рождения

После 14 лет заносятся данные паспорта

При поступлении в ОУ и в течение всего периода обучения

Данные о родителях (законных представителях)

Мать: Фамилия, имя, отчество, место работы, должность, рабочий телефон

Отец: Фамилия, имя, отчество, место работы, должность, рабочий телефон

Указываются и другие возможные средства связи (мобильная связь, E-mail, телефоны близких родственников)

По мере изменения данных

Адрес, телефон

Почтовый адрес с индексом, телефон домашний

Если фактически проживает в другом месте – указать где

По мере изменения данных

Данные о предыдущем ОУ

Посещал ДОУ, какое, где; обучался в другой школе, в какой, где

Указать другие формы получения образования (если  есть)

При поступлении в ОУ

Комментарий специалистов

Заполнияются социальным педагогом и педагогом-психологом

Подробно: сведения о семье, условиях проживания, место для  занятий, психологические особенности ребенка и др.

В течение всего периода обучения

Дополнительные сведения

Могут быть заполнены классным  руководителем

По усмотрению классного руководителя

В течение всего периода обучения

II. ПОРТФОЛИО  РАБОТ

(заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel  и (или) в виде накопительной папки («бумажный» вариант)

Проектные работы

 

Указывается тема проекта, коротко даётся описание работы.

Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

В течение всего периода обучения

Исследовательские работы и рефераты

 

Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.

Возможно приложение самих работ в «бумажном» варианте

В течение всего периода обучения

Техническое творчество

 

Модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.

В «бумажном» варианте возможно приложение перечня и  описания работ

В течение всего периода обучения

Работы по искусству

Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках

Перечень, копии документов

В течение всего периода обучения

.Другие формы творческой активности.

 

Участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

 

Перечень, копии документов

В течение всего периода обучения

Элективные курсы и факультативы

 

Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

Копии справок, свидетельств, сертификатов и др.

В течение всего периода обучения

Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая

 

Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.

Копии справок, свидетельств, сертификатов и др.

В течение всего периода обучения

Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах

 

Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

Копии справок, свидетельств, сертификатов и др.

В течение всего периода обучения

Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях

 

Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.

Копии справок, свидетельств, сертификатов и др.

В течение всего периода обучения

Спортивные достижения

Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

Копии справок, свидетельств, сертификатов и др.

В течение всего периода обучения

III.             УЧЕБНЫЕ  ДОСТИЖЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ)

(заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel 

или, в случае невозможности работы с электронной версией,  в виде накопительной папки («бумажный» вариант)

Результаты промежуточной аттестации

Заносятся  отметки контрольных работ по итогам  полугодия и  года

Данные вносятся в таблицу в виде значка «Х» в колонку, определенную для данного результата

В течение всего периода обучения

Результаты независимой оценки

Заносятся отметки  тестирования, проводимого при аттестации ОУ,  тестовых исследований качества  подготовки, проводимых департаментом, ЦОКО, МОУО, ОУ

Данные вносятся в таблицу в виде значка «Х» в колонку, определенную для данного результата в соответствии с разбалловкой, установленной школой

В течение всего периода обучения

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов

Заносятся отметки  по обязательным предметам (за тесты), по предметам по выбору

Данные вносятся в таблицу в виде значка «Х» в колонку, определенную для данного результата в соответствии с разбалловкой

По итогам 9-го класса

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов

Заносятся отметки  по  ЕГЭ

Данные вносятся в таблицу в виде значка «Х» в колонку, определенную для данного результата в соответствии с разбалловкой

По итогам 11-го класса

IV.              ПОРТФОЛИО  ДОКУМЕНТОВ

(заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel  и (или) в виде накопительной папки («бумажный» вариант)

Олимпиады

Городская: -победитель -призёр

Районная: -победитель -призёр

Школьная (победитель)

В  электронной версии фиксируются данные документов,  в  «бумажном»  варианте  подшиваются копии  документов  (пронумерованные входящими номерами и зарегистрированные в накопительной ведомости)

По мере  поступления документов

Иные сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.

Школьные и межшкольные научные общества

Конкурсы и мероприятия

В  электронной версии фиксируются данные документов,  в  «бумажном»  варианте  подшиваются копии  документов  (пронумерованные входящими номерами и зарегистрированные в накопительной ведомости)

По мере  поступления документов

V.                 ПОРТФОЛИО  ОТЗЫВОВ

(заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel  и (или) в виде накопительной папки («бумажный» вариант)

Заключения специалистов о выполненной   работе

Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников)  и др.

Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников и др.

В  электронной версии фиксируется наличие документов,  в  «бумажном»  варианте  подшиваются копии  документов  (пронумерованные входящими номерами и зарегистрированные в накопительной ведомости)

По мере  поступления документов

Рецензии, отзывы

Рецензия на статьи, опубликованные в СМИ, на сайте, отзывы

В  электронной версии фиксируется наличие документов,  в  «бумажном»  варианте  подшиваются копии  документов  (пронумерованные входящими номерами и зарегистрированные в накопительной ведомости)

По мере  поступления документов

Материалы самооценки

Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений

Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения  и др.

В  электронной версии фиксируется наличие документов,  в  «бумажном»  варианте  подшиваются копии  документов  (пронумерованные входящими номерами и зарегистрированные в накопительной ведомости)

В течение всего периода обучения

Письма, рекомендации

Например, рекомендательное письмо о прохождении социальной практики и др.

В  электронной версии фиксируется наличие документов,  в  «бумажном»  варианте  подшиваются копии  документов  (пронумерованные входящими номерами и зарегистрированные в накопительной ведомости)

По мере  поступления документов