Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет Государственной Думы по образованию и науке |
Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии |
Рекомендации
парламентских слушаний
«О едином государственном экзамене»
29 ноября 2005 года |
г. Москва |
Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации поставил задачи повышения доступности профессионального образования для выпускников школ независимо от имущественного положения их родителей, а также мест проживания, создания прозрачной и объективной системы оценки знаний при поступлении в учебные заведения.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были определены приоритеты образовательной политики, среди которых – «Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования».
Сложившаяся за многие годы система государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и организация приема в вузы в современных условиях требуют существенной корректировки и совершенствования механизмов их проведения.
Одним из механизмов решения поставленной задачи стало проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).
При введении ЕГЭ были определены в качестве основных следующие цели:
повышение доступности профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;
обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
развитие вариативной системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и поступающих в вузы и ссузы;
обеспечение контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки.
Заслушав и обсудив доклады и выступления о результатах проведения эксперимента по введению ЕГЭ в 2001-2005 годах, участники парламентских слушаний отмечают, что федеральными и региональными органами исполнительной власти в сфере образования, педагогическими и научными коллективами проделана большая работа, направленная на создание системы независимой оценки качества образования и повышение доступности профессионального образования.
С 2001 по 2005 годы значительно увеличилось число субъектов Российской Федерации, вузов и ссузов, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ. Основным условием участия регионов в эксперименте является принцип их добровольности на основе согласованного решения органа исполнительной власти, советов ректоров вузов и директоров ссузов субъекта Федерации. Необходимо отметить, что ни один из регионов, вступивших в ЕГЭ, в последствии не отказался от участия в эксперименте.
Эксперимент по введению ЕГЭ подтвердил возможность:
проведения в сжатые сроки государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы по единым требованиям и процедурам;
объективной проверки уровня подготовки выпускников общеобразовательных школ и поступающих в вузы и ссузы на основе предложенных контрольных измерительных материалов;
расширения прав абитуриентов в части выбора высших и средних профессиональных учебных учреждений.
Участники парламентских слушаний отмечают, что, по итогам пяти лет проведения эксперимента увеличилась доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы и ссузы с учетом результатов ЕГЭ, в том числе из сельской местности и удаленных районов.
В ходе проведения эксперимента учитывались рекомендации парламентских слушаний, проведенных в декабре 2002 года в части:
анализа социальных последствий эксперимента;
прогнозирования расширения эксперимента, сроков его завершения и введения ЕГЭ в штатный режим с учетом возможностей ресурсного обеспечения и финансирования из бюджетов различных уровней;
организации взаимодействия органов управления образованием и приемных комиссий вузов и ссузов;
создания механизмов общественного контроля за процедурами проведения ЕГЭ и более широкого вовлечения представителей общественности в управление образованием путем создания институтов общественного наблюдения за ходом проведения ЕГЭ;
создания технического обеспечения проведения ЕГЭ и единой распределенной информационной базы во всех субъектах Российской Федерации;
обеспечения подготовки кадров, участвующих в проведении ЕГЭ, в том числе, представителей органов управления образованием разного уровня, а также учителей и преподавателей;
финансово-экономического и ресурсного обоснования проведения ЕГЭ;
ежегодного информирования профессионального сообщества, общественности и участников ЕГЭ о содержании и структуре предлагаемых контрольных измерительных материалов, в том числе путем ежегодного публикования части заданий.
В ходе эксперимента по введению единого государственного экзамена созданы организационные и технологические предпосылки, а также информационные ресурсы, которые могут быть использованы при построении Общероссийской системы оценки качества образования.
В 2006 году планируется открытие для общего пользования части банка заданий ЕГЭ.
Ежегодно доля федерального финансирования на проведение эксперимента уменьшается. Разработанные механизмы финансирования предусмотрены в законопроекте, представленном в Правительство Российской Федерации.
Вместе с тем ход эксперимента не дал однозначных ответов и решений по ряду вопросов:
установление обязательности или свободы выбора выпускниками государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений формы итоговой аттестации;
определение порядка предоставления вузам права на дополнительные вступительные испытания при организации приема;
сохранение действующих льгот при поступлении в вузы и ссузы;
возможность использования иных форм вступительных испытаний (олимпиады, собеседование, вступительные испытания профессиональной направленности);
установление соотношения в содержании контрольных измерительных материалов базового и профильного компонентов стандарта общего образования;
возможность использования разработанной технологии для поступающих из стран СНГ, Балтии и соотечественников;
участие в ЕГЭ лиц с ограниченными возможностями здоровья и окончивших школы закрытого типа;
определение срока действия свидетельства о результатах ЕГЭ.
В ходе эксперимента был выявлен ряд организационно-технологических и методических недостатков, среди которых: погрешности контрольных измерительных материалов, нарушение процедуры проведения (использование шпаргалок и несанкционированных технических средств), задержка на местах выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ, нарушение порядка приема в вузы и ссузы. Не полностью обеспечивалась информационная безопасность функционирования технологической системы проведения ЕГЭ. Не решены вопросы материальной базы Федерального института педагогических измерений.
Участники парламентских слушаний отметили мнение и позицию Российского союза ректоров высших учебных заведений о том, что для объективной оценки предварительных итогов эксперимента отсутствует детальный анализ степени достижения поставленных целей эксперимента: повышения доступности качественного профессионального образования, обеспечения преемственности уровней образования, формирования системы объективной оценки качества знаний.
Кроме того, Российский союз ректоров вузов считает целесообразным закрепить в нормативной базе принцип вариативности форм проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, порядка приема в вузы и ссузы, порядок использования традиционных форм вступительных испытаний, а именно устных и письменных экзаменов, олимпиад, профессиональных конкурсов, собеседований и др. в их соотношении с результатами единого государственного экзамена, в том числе для льготных категорий граждан.
Вместе с тем отмечено, что большинство выступавших представителей субъектов Российской Федерации (Чувашская Республика, Республика Мордовия, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская, Томская, Белгородская, Ярославская области) высказывали позицию в поддержку ЕГЭ и приводили многочисленные примеры преимуществ ЕГЭ по сравнению с традиционной формой государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы и ссузы, в том числе повышения доступности качественного профессионального образования для выпускников из сельской местности и удаленных регионов России, а также отмечали, что ЕГЭ дает объективный материал для управления качеством образования.
Участники парламентских слушаний в целях завершения эксперимента в 2006-2007 годах и введения ЕГЭ в штатном режиме считают целесообразным сконцентрировать административные усилия и ресурсные возможности на решении следующих задач:
1.Совершенствование нормативного правового регулирования проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и приема в ссузы и вузы, в том числе в части проведения ЕГЭ.
2.Разработка механизма предоставления обучающимся социально образовательного кредита (законопроекта об образовательном кредите, нормативных материалов Правительства Российской Федерации).
3.Разработка структуры и содержания контрольных измерительных материалов с учетом новых образовательных стандартов, введения профильного обучения и компетентностного подхода.
4.Доработка технологии проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации и для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
5.Разработка комплексных мер информационной безопасности функционирования информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ.
6.Введение в действие автоматизированной информационной системы, обеспечивающей организацию приема и зачисления в ссузы и вузы.
7.Обеспечение расширения категорий поступающих в вузы и ссузы по итогам олимпиад и конкурсов;
8.Учет региональных особенностей проведения итоговой аттестации выпускников школ.
С учетом изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:
1.Правительству Российской Федерации:
1.1. Направить Федеральному Собранию:
- материалы об итогах проведения эксперимента по ЕГЭ в 2001-2005 годах и первоочередных и перспективных задачах на 2006-2007 годы с анализом степени достижения заявленных целей: повышения доступности качественного профессионального образования, обеспечения преемственности уровней образования, формирования системы объективной оценки качества знаний;
- предложения по изменению законодательной базы в части совершенствования системы оценки контроля качества, итоговой аттестации, приема в вузы и ссузы с учетом результатов эксперимента, в том числе предложения по развитию нормативной базы в целях закрепления принципа вариативности, форм проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников школ и порядка приема в вузы и ссузы.
1.2. Поручить федеральным органам исполнительной власти предусмотреть необходимое ресурсное обеспечение эксперимента.
1.3. Рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии с участием представителей федеральных и региональных органов власти, педагогической и научной общественности для анализа результатов эксперимента по введению Единого государственного экзамена и подготовки экспертного заключения и предложений в адрес Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.
2. Министерству образования и науки Российской Федерации:
2.1. Обеспечить в 2006-2007 годах завершающую стадию эксперимента по введению ЕГЭ, сосредоточив усилия на доработке и совершенствовании организационных и технологических вопросов.
2.2. Обеспечить разработку и внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и прием в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе исходя из принципа их вариативности.
2.3. Принять меры для более широкого привлечения институтов гражданского общества к контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.
2.4. Приступить к разработке основных принципов и механизмов общенациональной системы оценки качества образования.
2.5. Проработать вопрос о возможности установления отдельными вузами вступительных испытаний, дополнительных к ЕГЭ.
3.Органам государственной власти субъектов
Российской Федерации:
3.1. Продолжить организационное обеспечение проведения ЕГЭ на уровне субъектов Российской Федерации и начать подготовку к введению ЕГЭ в штатном режиме.
3.2. Принять меры к более широкому участию в ЕГЭ представителей профессионального образования и общественности с целью повышения доверия к результатам ЕГЭ и привлечению институтов гражданского общества к контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.
3.3. Ежегодно предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации средства на организацию и проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена.
Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Н.И. Булаев
|
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии
В.Е. Шудегов |