Приложение

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Комитет Государственной Думы

по образованию и науке

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

 

                                                                  

               

 

                       

Рекомендации

парламентских слушаний

«О едином государственном экзамене»

 

29 ноября 2005 года    

г. Москва

 

 

Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации поставил задачи повышения доступности профессионального образования для выпускников школ независимо от имущественного положения их родителей, а также мест проживания, создания прозрачной и объективной системы оценки знаний при поступлении в учебные заведения.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были определены приоритеты образовательной политики, среди которых – «Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования».

Сложившаяся за многие годы система государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и организация приема в вузы в современных условиях требуют существенной корректировки и совершенствования механизмов их проведения.

Одним из механизмов решения поставленной задачи стало проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

При введении ЕГЭ были определены в качестве основных следующие цели:

повышение доступности профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;

обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

развитие вариативной системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и поступающих в вузы и ссузы;

обеспечение контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки.

Заслушав и обсудив доклады и выступления о результатах проведения эксперимента по введению ЕГЭ в 2001-2005 годах, участники парламентских слушаний отмечают, что федеральными и региональными органами исполнительной власти в сфере образования, педагогическими и научными коллективами проделана большая работа, направленная на создание системы независимой оценки качества образования и повышение доступности профессионального образования.

С 2001 по 2005 годы значительно увеличилось число субъектов Российской Федерации, вузов и ссузов, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ. Основным условием участия регионов в эксперименте является принцип их добровольности на основе согласованного решения органа исполнительной власти, советов ректоров вузов и директоров ссузов субъекта Федерации. Необходимо отметить, что ни один из регионов, вступивших в ЕГЭ, в последствии не отказался от участия в эксперименте.

Эксперимент по введению ЕГЭ подтвердил возможность:

проведения в сжатые сроки государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы по единым требованиям и процедурам;

объективной проверки уровня подготовки выпускников общеобразовательных школ  и поступающих в вузы и ссузы на основе предложенных контрольных измерительных материалов;

расширения прав абитуриентов в части выбора высших и средних профессиональных учебных учреждений.

Участники парламентских слушаний отмечают, что, по итогам пяти лет проведения эксперимента увеличилась доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы и ссузы с учетом результатов ЕГЭ, в том числе из сельской местности и удаленных районов.

В ходе проведения эксперимента учитывались рекомендации парламентских слушаний, проведенных в декабре 2002 года в части:

анализа социальных последствий эксперимента;

 прогнозирования расширения эксперимента, сроков его завершения и введения ЕГЭ в штатный режим с учетом возможностей ресурсного обеспечения и финансирования из бюджетов различных уровней;

организации взаимодействия органов управления образованием и приемных комиссий вузов и ссузов;

создания механизмов общественного контроля за процедурами проведения ЕГЭ и более широкого вовлечения представителей общественности в управление образованием путем создания институтов общественного наблюдения за ходом проведения ЕГЭ;

создания технического обеспечения проведения ЕГЭ и единой распределенной информационной базы во всех субъектах Российской Федерации;

обеспечения подготовки кадров, участвующих в проведении ЕГЭ, в том числе, представителей органов управления образованием разного уровня, а также учителей и преподавателей; 

финансово-экономического и ресурсного обоснования проведения ЕГЭ;

ежегодного информирования профессионального сообщества, общественности и участников ЕГЭ о содержании и структуре предлагаемых контрольных измерительных материалов, в том числе путем ежегодного публикования части заданий.

В ходе эксперимента по введению единого государственного экзамена созданы организационные и технологические предпосылки, а также информационные ресурсы, которые могут быть использованы при построении Общероссийской системы оценки качества образования.

В 2006 году планируется открытие для общего пользования части банка заданий ЕГЭ.

Ежегодно доля федерального финансирования на проведение эксперимента уменьшается. Разработанные механизмы финансирования предусмотрены в законопроекте, представленном в Правительство Российской Федерации.        

Вместе с тем ход эксперимента не дал однозначных ответов и решений по ряду вопросов:

установление обязательности или свободы выбора выпускниками государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений формы итоговой аттестации;

определение порядка предоставления вузам права на дополнительные вступительные испытания при организации приема;

сохранение действующих льгот при поступлении в вузы и ссузы;

возможность использования иных форм вступительных испытаний (олимпиады, собеседование, вступительные испытания профессиональной направленности);

установление соотношения в содержании контрольных измерительных материалов базового и профильного компонентов стандарта общего образования;

возможность использования разработанной технологии для поступающих из стран СНГ, Балтии и соотечественников;

 участие в ЕГЭ лиц с ограниченными возможностями здоровья и окончивших школы закрытого типа;

определение срока действия свидетельства о результатах ЕГЭ.

В ходе эксперимента был выявлен ряд организационно-технологических и методических недостатков, среди которых: погрешности контрольных измерительных материалов, нарушение процедуры проведения (использование шпаргалок и несанкционированных технических средств), задержка на местах выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ, нарушение порядка приема в вузы и ссузы. Не полностью обеспечивалась информационная безопасность функционирования технологической системы проведения ЕГЭ. Не решены вопросы материальной базы Федерального института педагогических измерений.

Участники парламентских слушаний отметили мнение и позицию Российского союза ректоров высших учебных заведений о том, что для объективной оценки предварительных итогов эксперимента отсутствует детальный анализ степени достижения поставленных целей эксперимента: повышения доступности качественного профессионального образования, обеспечения преемственности уровней образования, формирования системы объективной оценки качества знаний.

Кроме того, Российский союз ректоров вузов считает целесообразным закрепить в нормативной базе принцип вариативности форм проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, порядка приема в вузы и ссузы, порядок использования традиционных форм вступительных испытаний, а именно устных и письменных экзаменов, олимпиад, профессиональных конкурсов, собеседований и др. в их соотношении с результатами единого государственного экзамена, в том числе для льготных категорий граждан.

Вместе с тем отмечено, что большинство выступавших представителей субъектов Российской Федерации (Чувашская Республика, Республика Мордовия, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская, Томская, Белгородская, Ярославская области) высказывали позицию в поддержку ЕГЭ и приводили многочисленные примеры преимуществ ЕГЭ по сравнению с традиционной формой государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы и ссузы, в том числе повышения доступности качественного профессионального образования для выпускников из сельской местности и удаленных регионов России, а также отмечали, что ЕГЭ дает объективный материал для управления качеством образования.

Участники парламентских слушаний в целях завершения эксперимента в 2006-2007 годах и введения ЕГЭ в штатном режиме считают целесообразным сконцентрировать административные усилия и ресурсные возможности на решении следующих задач:

1.Совершенствование нормативного правового регулирования проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и приема в ссузы и вузы, в том числе в части проведения ЕГЭ.

2.Разработка механизма предоставления обучающимся социально образовательного кредита (законопроекта об образовательном кредите, нормативных материалов Правительства Российской Федерации).

3.Разработка структуры и содержания контрольных измерительных материалов с учетом новых образовательных стандартов, введения профильного обучения и компетентностного подхода.

4.Доработка технологии проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации и для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

5.Разработка комплексных мер информационной безопасности функционирования информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ.

6.Введение в действие автоматизированной информационной системы, обеспечивающей организацию приема и зачисления в ссузы и вузы.

7.Обеспечение расширения категорий поступающих в вузы и ссузы по итогам олимпиад и конкурсов;

8.Учет региональных особенностей проведения итоговой аттестации выпускников школ.

 

 

С учетом изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:

 

1.Правительству Российской Федерации:

 

1.1. Направить Федеральному Собранию:

- материалы об итогах проведения эксперимента по ЕГЭ в 2001-2005 годах и первоочередных и перспективных задачах на 2006-2007 годы с анализом степени достижения заявленных целей: повышения доступности качественного профессионального образования, обеспечения преемственности уровней образования, формирования системы объективной оценки качества знаний;

- предложения по изменению законодательной базы в части совершенствования системы оценки контроля качества, итоговой аттестации, приема в вузы и ссузы с учетом результатов эксперимента, в том числе предложения по развитию нормативной базы в целях закрепления принципа вариативности, форм проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников школ и порядка приема в вузы и ссузы.

1.2. Поручить федеральным органам исполнительной власти предусмотреть необходимое ресурсное обеспечение эксперимента.

       1.3. Рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии с участием представителей федеральных и региональных органов власти, педагогической и научной общественности для анализа результатов эксперимента по введению Единого государственного экзамена и подготовки экспертного заключения и предложений в адрес Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.

 

2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

 

2.1. Обеспечить в 2006-2007 годах завершающую стадию эксперимента по введению ЕГЭ, сосредоточив усилия на доработке и совершенствовании организационных и технологических вопросов.

2.2. Обеспечить разработку и внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и прием в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе исходя из принципа их вариативности.

2.3. Принять меры для более широкого привлечения институтов гражданского общества к контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.

2.4. Приступить к разработке основных принципов и механизмов общенациональной системы оценки качества образования.

2.5. Проработать вопрос о возможности установления отдельными вузами вступительных испытаний, дополнительных к ЕГЭ.

 

3.Органам государственной власти субъектов

 Российской Федерации:

 

3.1. Продолжить организационное обеспечение проведения ЕГЭ на уровне субъектов Российской Федерации и начать подготовку к введению ЕГЭ в штатном режиме.

3.2. Принять меры к более широкому участию в ЕГЭ представителей профессионального образования и общественности с целью повышения доверия к результатам ЕГЭ и привлечению институтов гражданского общества к контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.

3.3. Ежегодно предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации средства на организацию и проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена.

 

 

 

Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке

 

 

 


                             Н.И. Булаев

 

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

В.Е. Шудегов